Previous Entry Поделиться Next Entry
Д.Т.Судзуки Основы дзэн-буддизма
evg_azarenko
"Вися над пропастью и держась руками за единственную ветку дерева, называемого интеллектом, добровольно разжать руки и броситься в бездну, зная, что она не имеет конца, - разве это не требует невероятного усилия со стороны того, кто пытается измерить глубину духовной бездны?"
Д.Т.Судзуки

Первое мое знакомство с дзэн-буддизмом произошло в далекой моей юности, во время чтения замечательного сборника рассказов Д.Сэлинджера "Хорошо ловится рыбка-бананка". В одном из рассказов приводится типичный образец дзэн-мышления, когда с ног на голову переворачиваются такие, казалось бы, простые понятия, как "большой" и "маленький" (Слон - большой? А планета? Если планета большая, то слон почему большой? и пр.). Рассказ был простым, образец - еще проще, но это и зацепило. Много позже я узнал, что такое дзэн-буддизм и с тех пор всегда стараюсь поверять им свои устоявшиеся понятия.

Парадоксальное мышление есть суть дзэн-буддизма. Казалось бы, все предельно ясно: белое-черное, левое-правое, жизнь-смерть. Дзэн не приемлет этого. Всю полноту жизни, утверждают адепты дзэн, нельзя разбить на категории и факторы так же, как нельзя остановить ход земного движения. Привычная логика, насаждаемая современным обществом, вносит разлад в мышление и не дает насладиться истинным видением мира с его внутренними скрытыми взаимосвязями. Вот и получается, что "Вопрос - это ошибка, но и не спрашивать также неправильно" (Токусан).

Говорят дзэн возник во время одной из спонтанных бесед Будды, когда для объяснения очередных вечных вопросов Будда, ничего не ответив вопрощающему ученику, просто протянул ему цветок и улыбнулся. И это есть третий путь, который предлагает нам дзэн-буддизм. Бескомпромиссное размежевание с привычной логикой и мыслительной деятельностью, заменяющими истину и правду жизни искажающими смысл словами и вопросами.

Там, где привычное мышление находит дуальность, там дзэн видит единство. И чтобы увидеть это единство нужно приложить максимум усилий, поставить ум на грань понимания, дать ему сверхработу и подтолкнуть к всезамещающему поиску ответа. Этот непрестанный труд превращается сначала в стиль жизни, а потом и в ее смысл. Подобный ход мысли Д.Судзуки находит и в христианской культуре, помогая тем самым самому искать ответы в привычной для нас мыслительной реальности:

"Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу.  Их нельзя  отделить друг от  друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не  жизнь, и  смерть не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира - неразорванные, вечные". Евангелие от Филиппа.

При этом, внутренняя потребность к постижению дзэн должна вызреть путем кропотливой работы над собой. "Цветок распускается сам, вследствие своей внутренней необходимости, точно так же внутреннее откровение должно явиться результатом собственной внутренней зрелости". И вот когда внутренняя зрелость достигает своего предела, именно тогда нужен учитель, который сделает финальное движение, приводящее ученика к постижению дзэн.

Об этом и о многом другом и рассказывается в книге Дайсецу Тайтаро Судзуки "Основы дзэн-буддизма". Не пугайтесь приставкой "основы", ибо о дзэне можно писать и говорить бесконечно, и всегда это будут всего лишь основы. Заслуга Судзуки состоит в том, что он раскрывает эти основы во всем своем многообразии, начиная повествование со своих попыток постижения дзэн и заканчивая поиском аналогий в западной философии и культуре.

В итоге у нас получается поистине монументальный труд, наполненный большим количеством всевозможного материала из истории, культуры, философии, религии и жизни вообще. Ибо дзэн - это жизнь. Вернее, один из немногих ее истинных обликов.

P.S. Когда монах Ме-дзедза догнал убежавшего Эно, он захотел, чтобы последний раскрыл ему тайну дзэна. Эно ответил: "Каков твой первозданный образ, который ты имел еще до рождения?"

И действительно, каков?

  • 1
  • 1
?

Log in